Сколько зарабатывают разработчики и и какие тенденции наблюдаются в грузинской ИТ-индустрии?
Компания Galt & Taggart опубликовала результаты исследования грузинской IT-индустрии на 2023 год, которые в очередной раз подтвердили, что прошлый год стал лучшим в истории для грузинской технологической отрасли. Дело в том, что сектор информационных и коммуникационных технологий является самым быстрорастущим сектором нашей страны, и эта тенденция обусловлена ИТ-индустрией и экспортом услуг компаний, занятых в этой отрасли.
В прошлом году зарегистрированные в Грузии ИТ-компании экспортировали услуги на сумму 892 миллиона долларов. Большая часть этой суммы, а именно 26 %, приходится на американские компании, но в тройку лидеров также входят Великобритания и Мальта.
Чем объясняется рост грузинской ИТ-индустрии?
Согласно оценкам инвестиционного банка и широко распространенному мнению в отрасли, развитие технологической индустрии в стране объясняется рядом внутренних и внешних факторов. Прежде всего, необходимо отметить льготы, которые установило правительство Грузии, в том числе в части налогов. Эти решения вывели Грузию на глобальную технологическую карту как страну, интересную для инвестиций и ведения бизнеса, а российско-украинская война, которая привела к миграции высококвалифицированных IT-специалистов из России, Украины и Беларуси в Грузию, ускорила эти процессы в геометрической прогрессии.
Среди причин роста грузинской ИТ-индустрии можно выделить относительно низкие цены на интернет, конкурентоспособные цены на стационарные компьютеры и сравнительно низкую стоимость жизни. Эти факторы, наряду с приятным климатом и богатой культурой, делают Грузию привлекательным местом для иностранных ИТ-специалистов. Дополнительно, привлекательность страны усиливается благодаря благоприятной среде для иностранных специалистов и выгодному географическому положению.
Хотя большая часть роста технологической отрасли Грузии приходится на последние два года, для того чтобы лучше понять, как развивалась эта сфера в Грузии на протяжении многих лет, необходимо посмотреть на динамику 2017-2023 годов. По данным Galt & Taggart, в этот период IT-индустрия показала большой рост абсолютно по всем направлениям, включая оборот, экспорт, количество сотрудников и среднюю зарплату.
Какова динамика развития грузинской ИТ-индустрии в 2017-2023 годах?
– Если в 2017 году оборот сектора составлял всего 200 миллионов лари, то в последующие шесть лет он вырос в 14,3 раза и достиг 2,4 миллиарда лари в прошлом году;
– Увеличение оборота происходит в основном за счет экспорта услуг, показатель которого за шесть лет вырос в 13,3 раза и достиг 2,1 млрд лари в прошлом году;
– На фоне растущего спроса и доходов многие компании приехали в Грузию и начали нанимать сотрудников. В результате в 2017 году в IT-секторе работало всего 2 700 человек, за последующие шесть лет это число выросло в 11,2 раза, и в прошлом году составило 30 200 человек. По данным Galt & Taggart, большинство из них, а именно 70-75 %, являются гражданами иностранных государств;
– На фоне возросшей конкуренции в отрасли резко, а именно в 3,5 раза, выросла заработная плата сотрудников. Если в 2017 году средняя зарплата ИТ-таланта составляла 1 958 лари, то в прошлом году этот показатель вырос до 6 940 лари.
Несмотря на резкое улучшение всех четырех основных фундаментальных экономических параметров, в грузинской ИТ-индустрии все еще остаются нерешенные проблемы. По мнению Galt & Taggart, у отрасли есть два основных вызова, а именно – нехватка квалифицированной рабочей силы и низкая скорость интернета. Если вторую проблему можно решить за счет улучшения инфраструктуры, то нехватка кадров – это глобальная проблема.
В оценке инвестиционного банка отмечается, что если отрасль преодолеет описанные вызовы, а правительство введет дополнительные налоговые льготы на услуги, предоставляемые международными компаниями грузинским организациям, то грузинская ИТ-индустрия еще больше вырастет. Galt&Taggart подчеркивает, что спрос на ИТ-услуги стремительно растет, что позволяет компаниям, зарегистрированным в Грузии, удвоить свой экспорт в среднесрочной перспективе.