Налоговые оазисы для ИТ-компаний увеличились, как Грузии удержать компании, которые она привлекла?
Abstract techno background
Налоговые оазисы для ИТ-компаний увеличились, как Грузии удержать компании, которые она привлекла?
Тбилиси (GBC) – После пандемии коронавируса, когда многие компании по всему миру экспериментировали с удаленной работой, квалифицированный персонал получил больше возможностей найти высокооплачиваемую работу не выходя из дома, без необходимости пересекать границы и нести дополнительные расходы. В результате более 1 000 ИТ-компаний, привлеченных налоговыми льготами, установленными в Грузии в 2011 году, без колебаний будут искать более выгодные рынки для своей деятельности. В этом случае правительству Грузии придется приложить больше усилий для того, чтобы хотя бы удержать компании , привлеченные этими налоговыми льготами в течении всего этого времени.
Компании со статусом лица виртуальной зоны (VZP) и основанная ими организация “Ассоциация резидентов виртуальной зоны Грузии” продолжают тесно сотрудничать с властями в попытке оперативно устранить любые неточности в законе, которые дают возможность представителям налоговой службы неправильно его интерпретировать и соответственно накладывать штрафы на бизнес. Это именно те штрафы, с которыми не согласны как сами налогоплательщики, так и Ассоциация. Речь идет о миллионах лари, а это значит, что преимущества, которые страна извлекала из собственного рынка, для компаний потеряны.
Чтобы лучше представить проблемы, созданные в этом секторе, GBC на условиях конфиденциальности поговорил с Л.А., управляющим директором компании «EI», которая вышла на рынок Грузии в 2020 году:
– Чем обусловлен выбор этой страны для работы?
– Налоговые льготы оказались привлекательными, учитывая стоимость жизни. Я перевел бизнес в Грузию из Дубая. Несмотря на то, что в Дубае не взимаются налоги (корпоративные или иные), операционные расходы, такие как банковские и лицензионные, приводили к тому, что вести бизнес там было дорого. Я начал искать модели, аналогичные свободным зонам Дубая, в других странах и обнаружил предложение виртуальной компании в Грузии.
– Пожалуйста, объясните структуру налоговых льгот. Какие преимущества представляют особый интерес для вашего бизнеса?
– Корпоративное налогообложение, подоходное налогообложение и налогообложение дивидендов. Многие страны, включая Хорватию и Португалию, предлагают нулевой налог на все иностранные доходы. Тем не менее, 5% налог на дивиденды, низкие операционные расходы и низкая стоимость жизни делают Грузию привлекательным вариантом.
– В мире нет ничего идеального. Какие пробелы вы заметили в законодательных актах Грузии, регулирующих деятельность вашей компании в этой стране?
– Ключевым моментом является не столько пробелы, сколько юридическая нестабильность. Главная проблема заключается в отсутствии гарантии того, что правила не изменятся. Есть признаки того, что некоторые нормы будут снова изменены, что является достаточной причиной для того, чтобы компании начали искать альтернативные рынки.
– Сталкивалась ли ваша компания с какими-либо проблемами с налоговой службой Министерства финансов? Если да, то в чем именно заключается эта проблема, спор?
– Трудно преодолеть барьеры при общении на грузинском языке. Кроме того, я хотел подать заявление на разрешение на работу через свою компанию, но не смог, потому что требуется подтверждение НДС. НДС не взимается с виртуальных компаний; поэтому, если я хочу официально стать резидентом Грузии, я не могу сделать это через свою компанию, несмотря на то, что она приносит гораздо больший доход, чем требуемые 50 000 лари.
– Сектор информационных технологий намного моложе других секторов экономики. Это новшество и для правительств, в том числе и в Грузии. Что нужно сделать, чтобы урегулировать отношения с государством (законодательство) и что для этого делает ваша компания?
– Нет разницы, новое это законодательство или нет. ИТ – это отрасль с наибольшим потенциалом. Законодательство всегда идет медленно, потому что часто отсутствует точное понимание технологии, которое необходимо для ее регулирования. Программное обеспечение – быстро меняющаяся отрасль, а регулирование – совсем наоборот.
– Налоговые оазисы для компаний вашей отрасли, скорее всего, можно найти в других частях света. Что должно сделать правительство страны, чтобы сохранить и увеличить выгоды, получаемые от налоговых льгот в будущем?
– Сейчас, после пандемии COVID, “налоговых оазисов” стало еще больше. Цифровые предприятия имеют множество вариантов для эффективного ведения бизнеса по всему миру. Грузия должна оставаться актуальной, стабильной и привлекательной для предпринимателей.
Низкая стоимость жизни и ведения бизнеса в стране, а также низкий тариф на электроэнергию недостаточны. Необходимо сделать гораздо больше для привлечения талантов и бизнеса. Квалифицированных кадров не хватает. Необходимы более низкие входные барьеры, более четкие правила и правовая стабильность.
– Сколько сотрудников работает в вашей компании и сколько из них специалистов, являющихся гражданами Грузии?
– В настоящее время в компании работают 2 сотрудника, но в этом году мы планируем довести их число до 10. Один из сотрудников – грузин.
– Сколько лари вы внесли в бюджет Грузии в виде льготного налога с момента получения вышеупомянутого статуса по сегодняшний день?
– Приблизительно 32 000 лари.
– Видите ли вы перспективу расширения своего бизнеса в Грузии?
– Да. Ассоциация резидентов виртуальной зоны Грузии активно работает с представителями правительства как на правительственном, так и на парламентском уровне для достижения прозрачности и точности в налоговом законодательстве.
– Какую роль, конкретно, играет в этом процессе Ассоциация резидентов виртуальной зоны Грузии, и насколько важно ее существование для вашей компании?
– Задача Ассоциации – определить, что разрешено и что не разрешено в данной схеме. Помочь убедить регулятора и правительство в важности этой схемы для привлечения и удержания предпринимателей в стране. Также доносить информацию о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в стране из-за отсутствия ясности и квалифицированных ресурсов.
– В результате деятельности Ассоциации произошли значительные изменения как в методических указаниям, так и в плане привлечения внимания СМИ, Бизнес Омбудсмена, государственных органов. Как это повлияло лично на ваш бизнес?
– Теперь стало более понятно, что подразумевается под программным обеспечением, созданным на территории Грузии. И учитывая отсутствие квалифицированных кадров, стало ясно, какие рамки работы с людьми существуют за пределами Грузии.
– Чтобы вы посоветовали тем компаниям, которые недавно получили статус Виртуальной зоны или собираются его получить?
– Иметь местную финансовую и юридическую поддержку. Очень много двусмысленностей, которые не ясны для предпринимателей – что можно, а что нельзя. Примерами неясных вещей являются деловые расходы, такие как поездки на конференции, финансовые активы, такие как транспорт, необходимость взаимодействия с поставщиком программного обеспечения за рубежом, последствия обратного НДС и т.д.