Штрафование по постфактум принятым нормативам – насколько справедлив такой подход и что не устраивает ИТ-компании в грузинском законодательстве
Abstract techno background
Штрафование по постфактум принятым нормативам – насколько справедлив такой подход и что не устраивает ИТ-компании в грузинском законодательстве
IT-компания “MC” работает на грузинском рынке уже 11 лет и экспортирует цифровые продукты. Управляющий директор компании М. К. (беседа проходила на условиях конфиденциальности) в беседе с GBC рассказал, что они также получили статус лица виртуальной зоны (VZP), для использования налоговых льгот. По его словам, клиентами компании являются правительство США, Организация Объединенных Наций, Европейский Союз и другие крупные заказчики. Однако недавно налоговые льготы превратились в налоговое “давление” для компании, после того как Налоговая служба оштрафовала компанию задним числом по новым правилам, введенным после аудита.
Респондент утверждает, что у менеджмента компании есть большое желание неукоснительно следовать любому закону Грузии, однако заранее учесть правила, введенные постфактум, практически невозможно.
“Создавая нашу компанию в Грузии и разрабатывая весь наш кодекс в Грузии, мы всегда действовали в рамках закона. Мы были оштрафованы на основании правил, которые налоговая служба установила после начала нашей проверки. Мы приветствуем новые правила и хотим следовать всем соответствующим законам и политике правительства Грузии. Однако мы не могли этого сделать, потому что на момент проверки не было соответствующих указаний или законов”, – говорит управляющий директор компании.
По его словам, законодательство о лицах в виртуальной зоне было несовершенным с самого начала и допускало такие злоупотребления, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег. Правительство Грузии на 100% право в своем желании изменить это.
Однако, по словам управляющего директора, в настоящее время к сожалению, пострадали те честные компании, которые действовали в в рамках закона. Этого можно было бы избежать, если бы, помимо прочего, власти не применяли новые директивы задним числом.
“Это особенно болезненно, поскольку затрагивает стратегически важный сектор (информационные технологии, а также экономика знаний в целом), который по праву представляет собой важный политический приоритет грузинского правительства”, – говорит М. К.
По его словам, прежде всего, сектору нужна политическая стабильность, а также стабильность в плане регулирования. Если правила или законы меняются, компании должны быть уведомлены, чтобы адаптировать свои бизнес-процессы к новым правовым реалиям.
“Прежде всего, новые правила и политика не должны применяться задним числом. Это создает очень ненадежную среду для деятельности компаний и посылает неверный сигнал потенциальным инвесторам и иностранным компаниям, рассматривающим возможность инвестирования в Грузию”, – сказал управляющий директор компании.
В то же время, респондент GBC положительно оценивает шаги, уже предпринятые правительством Грузии для улучшения регулирования лиц виртуальной зоны. По его мнению, таким образом можно избежать злоупотребления властью, что должно быть оценено положительно.
Несмотря на некоторые положительные изменения со стороны правительства, управляющий директор не видит перспективы расширения своего бизнеса в Грузии в настоящее время.
“Наш бизнес с данным юридическим лицом приостановлен до завершения нашего судебного дела, а также (мы надеемся) принятия новых руководящих принципов в закон, которые, наконец, должны дать нам ясность и уверенность, необходимые для возобновления бизнеса”, – сказал управляющий директор.
Регулируя вопросы правовых отношений с правительством, респондент дает особую оценку созданию Ассоциации резидентов виртуальной зоны Грузии и эффективности ее работы.
“В результате деятельности Ассоциации были внесены значительные изменения как в методические документы, так и в плане привлечения внимания СМИ, Бизнес-омбудсмена и государственных органов. В результате усилий Ассоциации мы стали более уверенно смотреть на наши перспективы. Тем не менее, мы все еще остаемся в сомнениях, ожидая соответствующих законодательных процессов по принятию новых руководящих принципов в законодательство. Мы надеемся, что ситуация разрешится в ближайшее время, чтобы мы могли уверенно продолжать свою деятельность”, – сказал управляющий директор компании.
М.К. не рекомендует потенциальным инвесторам в этом секторе получать данный статус до тех пор, пока соответствующие руководящие принципы не будут прописаны в законодательстве.
Для информации, по данным Службы доходов Министерства финансов Грузии, компании со статусом лица виртуальной зоны только в 2021 году заплатили в бюджет Грузии более 66 миллионов лари в виде налогов, а статус лица виртуальной зоны получили около 1100 компаний.